Отправлено: 06.06.06 23:39. Заголовок: Ноты и МИДИ
Ппо весьма своевременному предложению Юрия начинаем новую тему. Суть её, я думаю, будет понятна из нижеследующего поста самого Юрия. Мне хотелось бы только добавить просьбу - чтите копирайт, если захотите выложить чужие аранжировки.
Юрий пишет: Хорошо бы иметь подборку нот мелодий небольших по диапазону - октава, или чуть больше -- максимум до пулутора октав (догадываетесь для чего :) в разных жанрах - и фолк и джаз и блюз и рок и др. , в общем от ренесанса до джаз-рока :) - и простых и не очень но чтобы было действительно интересно, а не из детского репертуара типа березки, зайки и т.п., которые даются в начале обучения в школьных учебниках. Наверно можно было бы организовать для этого отдельный раздел/ветку где можно было бы и обсудить возможные вопросы, касающиеся конкретной темы. Но что бы туда не совали ссылки на нотные архивы - мол там много чего интересного, а давались линки на конкретную понравившуюся тему или выкладывались свои файлы. В принципе, можно и не обязательно полутора октавные, если тема действительно стоящая. Ноты желательны одноголосье, а не партитуры. Здорово еслиб и с вариантами импрвизаций. Вот для затравки ноты известного джазового стандарта "St. Louis Blues" c вариантом импровизации.
Ноты взяты из пособия для джазовой гитары, но я их пробую играть и на своей тростевой дудке и на окарине :) - ноты они и есть ноы. Основная тема всего на одну ноту выскакивает за октаву. Импровизация в некотрых местах вылазит за полторы октавы. Но импровизация она и есть импровизация - при желании это можно легко обойти (к примеру сделать скачок на октаву). Во всяком случае я пробую играть импровизацию и на полутораоктавной окарине :) .
А вот еще одна интересна заводная мелодия, но тут я сам набирал/придумывал ноты :)
А это простейшая мидишка сделанная по ходу из набраных нот (для наглядности).
Отправлено: 18.06.06 12:39. Заголовок: МНОГОГОЛОСЬЕ - теория и практика для чайников.
Вопрос к тем кто силен в муз. теории. Поясню в связи с чем он возник. Как многие здесь знают, я занимаюсь изготовлением разных дудок. Последнее время в основном зафунов и окарин. И дети (дочь и сын) наконец стали проявлять некоторый интерес к музыке - пока к окарине т.к. на ней наверно проще всего начать. И уже немного начали играть на них простенькие мелодии. А мне как всегда не терпится - хочется сыграть двухголосье и трехголосье (то бишь что-то вроде домашнего оркестра :) ) и как-то закрепить интерес. Если бы можно было играть двухголосье просто сдвигая одну и ту же мелодию на фиксированый интервал, то это можно было бы легко реализовать. Я бы сделал просто две разные дудки в нужных ключах, отличающихся на нужный интервал. Но к сожалению мне кажется такое невозможно (где то все равно будет проскакивать лажа). Или все таки возможно? Если все-таки возможно, то просьба прояснить ситуацию и дать рекомендации по поводу тональностей и интервалов или мелодий, которые можно так исполнять. До игры разных отличающихся по мелодии партий они пока не доросли. А так бы, можно было бы еще больше закрепить интерес к музицированию, а также к совместной игре.
Да и вообще было бы интересно найти простую (если таковая существует) теорию построения несложных дуетов - для чайников :) . Только не надо меня отсылать на 7нот :) , к теории гармонии. интервалов и т. п. А может уже есть програмы делающие это автоматически?
Может это оффтоп для данного раздела, но больше не придумал куда запостиь.
Автоматически... в некоторых клавишных самограйках есть функция игры мелодии аккордами (насчет двухголосия не помню, но его из аккорда вытянуть можно). То есть если сыграть мелодию реально одним голосом, он ее сыграет многоголосно (в соответствии с набранной в левой руке гармонией). Потом это надо перегнать в комп, открыть МИДИ-редактором и т.д.. Короче, возни будет много. Средневековые мелодии можно действительно сыграть постоянным интервалом (были даже такие стили в 13-14 веках, чаще всего использовалась кварта - это называлось,если не изменяет память, органум, или секста сверху к основной мелодии - это называлось фобурдон). Но для современного уха это звучит диковато и много так не поиграешь. А в остальных случаях надо учитывать гармонию, и подстраивать интервалы под нее. То есть если ты можешь подобрать гармонию (простейшую, в три аккорда), то дальше схема приблизительно такая - выписываешь основную мелодию, затем выписываешь под ней гармонию, где-нибудь отдельно выписываешь гаммы, соответсвующие аккордам в аккомпанементе (то есть если в аккомпанементе Ля мажор, то и гамму выписываешь такую же и т.д.), а затем пишешь второй голос в терцию или в сексту, но при этом следишь - если меняется аккорд в аккомпанементе, то используй не терцию, а ближайшую к ней ноту из гаммы, соответствующей аккорду (профессионалы-музыканты, особенно теоретики, за такие рекомендации порвали бы меня на кусочки!) - грубо говоря, если терция будет соль, а в гамме, соотвествующей тому аккорду, который звучит в этом месте мелодии, будет соль диез, то и бери соль диез. Еще проще это все проделать, если есть какой-нибудь МИДИ-редактор или самограйка - пишешь мелодию, затем подбираешь к ней аккомпанемент, все это сохраняешь, а затем пускаешь на воспроизведение и подбираешь второй голос по слуху. Вроде примерно так. Попробуй, если будут проблемы - попробуем решить (я просто этот метод сейчас сымпровизировал на ходу, так что может что-то не работать, тем более уже поздно и голова не очень соображает. Но проще вроде не получится. Хотя для совместного музицирования с детьми есть еще вариант - поиграй с ними бурдонный аккомпанемент (как на волынке - квинта в основной тональности, а мелодия себе играется). Еще вариант - поиграй с ними каноны (партии одинаковы, но сдвинуты одна относительно другой на определенное количество тактов) - это и интересно, и ритмическое чутье развивает. Ноты сейчас выложить не смогу, но в сети примеры канонов явно есть. Наконец, кто-то может играть басовую линию (если будет скучно, ее всегда можно усложнить ), а кто-то - мелодию. Если что еще придет в голову, выложу, а сейчас извини - пошел спать .
Я второй голос, как-то примерно так как ты описываешь и делаю - иногда разлагая гармонию, иногда просто на слух, когда тема, что называется, въелась. Но обычно все равно остается какое-то недовольство своим творчеством, хотя и все вроде тулится в гармонию. Поэтому и задал этот вопрос. К тому же возникли сомнения по поводу фиксированого интервала и захотелось послушать, что другие думают по этому поводу. Тема-то, согласитесь, довольно интересная, и не так проста. В любом случае большое спасибо за такой обширный пост!!! - Почитал с интересом. Кое-что узнал новое для себя и некоторые рекомендации намотал на ус :) и кажется пришло еще какое-то понимание чего-то :) . Надеюсь еще кто-нибодь что-то скажет.
Ну ты же просил не вдаваться в подробности - я и дал самый, на мой взгляд, простой вариант. А по поводу недовольства, так это надо конкретно смотреть. Если все укладывается в гармонию, то надо смотреть голосоведение, а это уже требует изучения курса гармонии. По поводу фиксированного интервала - вот здесь можешь посмотреть описание органума и послушать примеры в mp3 (кстати, там еще есть масса всего интересного, рекомендую полазать по єтому ресурсу подробнее). Но звучание, естественно, своеобразное с точки зрения современного уха. Вот здесь есть много канонов (начиная от самого старого Summer is icumen in) - с детьми поиграть, думаю, будет интересно.
Большое спасибо за ссылки. Надо бы будет полазить. Завтра уезжаю на вахту(неделя без компа :( ). Будет время попробую что нибудь сваять. Окаринку в До надо еще одну сделать обязательно. Сегодня экспериментировал фиксироваными тонами. С миди м с MP3. Брал одноголосную темы, и свои и чужие, и в сосответствующих редакторах делал из нее двухголосье. Пробовал все интервалы :) и разные инструменты. Легко быстро и гарантировао без лажи :) . Мне больше всего понравилось с растройкой в кварту/квинту. Фактически ведь это одно и тоже в данном случае - с какой стороны посмотреть :) Но звучание действительно необычное. Нет, вроде не лажа, но все равно непревычное :) Не скажу также, что плохое. И конечно зависит от темы. Некоторые вообще, как будто так и надо звучат :) Пока. Буду через неделю
Вот еще классический канон (известен под разными названиями, в русском варианте пелся с текстом "Сергей поп" (полностью не знаю), или "Поп Мартын"), английский и французский варианты текста не очень отличаются. Впрочем, ты же не петь, а играть собираешься) - Frere Jacques. МИДИ-файл и ноты .
Зарегистрирован: 04.02.06
Откуда: Россия, Ростов на Дону
Рейтинг:
0
Отправлено: 02.07.06 17:36. Заголовок: Re:
А никто не пробовал юзать программу "The Palette - Melody Composing Tool"? Вот здесь к ней русская документация http://www.palette-mct.com/manual_rus/table_of_contents.html А здесь http://www.palette-mct.com/index_rus.html Краткое описание, откуда можно и шароварку качнуть.
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет