АвторСообщение
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.06 04:17. Заголовок: Изготовление музыкальных инструментов


Открываем новую тему. Конечно, на нашем форуме не тусуются "настоящие", заправские "самодельщики" (пока !). Тем не менее практически любому музыканту приходилось хоть раз в жизни осуществлять мелкий ремонт, а то и доработку и усовершенствование своего инструмента(ов). А иногда хочется каких-то совершенно особенных, новых звуков, и приходит в голову мысль сделать что-нибудь звучащее, хотя бы из подручных материалов. Вот опытом, полученным в результате всего этого, я и приглашаю вас делиться.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [см. все]


администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.06 04:23. Заголовок: Re:


Вот это изделие можно осмотреть со всех сторон:


и даже послушатьclick here
Звучит, по-моему, очень неплохо. Вообще Nescafe должны автору этого инструмента заплатить за рекламу их продукции!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.06 04:27. Заголовок: Re:


Юрий пишет:
цитата

А это моя первая окарина, которую сделал и попробовал поиграть - с чего началось
Когда размокать решил сделать влагостойкую - ту которую видите выше NESCAFE

Юрий, я подумал, что наше общение на эту тему уместнее здесь, поэтому перенес все сообщения сюда.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.06 04:27. Заголовок: Re:


Юрий, приветствую на нашем форуме (тем более с таким подарком)!
Кстати, если кто-нибудь захочет обзавестись таким чудом, как показано выше, то рекомендую сходить по ссылке
Cardboard Ocarina и обзавестись чертежами.
Относительно влагостойкости - можно ведь использовать не только картон, но и любой другой тонкий листовой материал, например, пластик какой-нибудь (да хоть листовой металл )? Или обработать чем-нибудь готовое изделие - парафином или воском, например... Попробую как-нибудь. Кстати, наверное, пора открывать новую тему - по изготовлению музинструментов. Подумаю над этим тоже.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.06 04:28. Заголовок: Re:


Юрий пишет:
цитата
Насчет жести интересная мысль, тем более если делать из более толстого материала, то наверняка возникнут проблемы со свистком-с его положением относительно среза и остротой режущей кромки свисткового отверстия. Правда придется попаять, но если использовать луженку, это думаю не составит проблем. Самое трудное, думаю, будет сформовать свисток с качественной и узкой щелью, а это ведь залог успеха. М для начала, если кто-то надумает, советую дырки сделать поменьше (раза в 2), с тем что-бы при настройке можно было их увеличитьть. Так-же, думаю, ширину щели свистка нужно делать не больше 6-7мм, а высоту не более 2-х мм - лучше ~1мм. Свистковое отверстие тоже для начала стоит сделать раза в два уже, а потом постепенно увеличивая добиться чистого звука. При этом еще нужно играть наклоном свистка, подгибая основание на котром он монтируется.
Это мысли по поводу твердого жестяного варианта. Если же из бумаги-что бы попробовать, то можно не морочить голову, а сделать как в чертеже - все равно развалится быстро :) .


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.06 23:38. Заголовок: Re:


Сначало прошу прощение за то, что пропали картинки и звук моих самоделок. Дело в том, что на HOTBOX-e , где я выкладываю свои файлы делали какую-то реконструкцию сайта (мать их!) и в итоге часть моих файлов почила в бозе :( . Что странно, пропало не все, а частично. Не понятно, если они спецом удалили эти файлы, то по какому критерию. Со временем постараюзь перзалить, но быстро не обещаю.
Вместо этого пока можно посмотреть и послушать новую мою дудку (уж и не знаю сколько пролежит :( ) .
Небольшая предыстория:
Мне недавно попал в руки сырой рог. Я его почти очистил - часа три варил и вонял :) . А когда захотел немного углубить, слегка перестарался и пропопорол дырку. Растроился....- не получился у меня гемсгорн :( . Зато родилась новая идея по поводу окариностроения. И материал подходящий попался в руки - отрезок толстостенной PPR-трубы подходящего диаметра. Короче, в результате родилась новая дудка - даже не знаю, можно ли ее назвать окариной :) . Скорее ближе все-таки к гемсгорну. PPR-горн :) . Дудка в ключе G. 7 игровых дырок сверху и одна снизу. Диапазон от G до С следующей октавы - т.е. октава и еще четыре ступени. Полная хроматика и все полутона фиксированые - т.е. их можно извлекать без использования полуоткрытия дырок, а путем закрытия определенны комбинаций дырок (вилками). Также, выдвигая нижнюю пробку, можно подстраивать дудку в пределах порядка 3-х полутонов (при этом строй не нарушается). Можно также разбирать дудку для чистки. За счет придания внутренним торцам обоих пробок сферической формы удалось расширить диапазон больше чем до полутора октав. Думаю, что и это не предел т.к. свисток еще не до конца оптимизирован - боялся испортить дудку - зажотелось поиграть пока не сделал другую :) . Толстостенная труба PPR расточена на токарном станке до толщины стенок ~4мм и внутреннего диаметра ~33мм, а пробки тоже выточены на станке, но из эбонита с довольно тугой посадкой. Это первая ласточка - думаю поработать в этом направлении, прикупив нужную трубу. И пробки думаю попробовать сделать из хорошей древисины с влагостойкой пропиткой, а потом возможно и трубу тоже.




http://starper.hotbox.ru/Ocarina/Sirba.mp3 - 74кб

А это первые звуки новой дудки - вроде не дурно звучит :) . Да ?
Звукоизвлечен конечно надо ставить (из-за этого и шипение временами прорывается особенно при быстрой игре на верхних нотах), да и настройка сыровата - не делал пока окончательный тюнинг - обыгрываю дудку.

Вид, правда тоже неказистый :) - надо будет подумать над этим тоже.
Но конструкция представляется мне очень удачной и простой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.06 02:18. Заголовок: Re:


Ух ты! Вот ты чем занимался! Вопрос по поводу диапазона - октава и еще четыре СТУПЕНИ или все-таки четыре ПОЛУТОНА? Если ступени, то поздравляю - фирменный Susato' вский гемсхорн выдает только октаву + четыре полутона (см. click here). Впрочем, ты ведь пишешь в другом месте "больше чем до полутора октав", так что я окончательно запутался... Звучит неплохо, а интонацию сейчас, до окончательного тюнинга слушать смысла нет. Тем более, что это пластик, а не керамика, так что подстроить, наверное, легче будет. Для более тщательной оценки тембра лучше, наверное, не сырбу, а что-нибудь медленное, протяжное записать.
Вид - это на любителя. Люди вон на пластиковых диджеридах играют (т.е. практически на канализационной трубе) - и ничего . Относительно того, окарина это или гемсхорн - вопрос, по-моему, достаточно оторванный от практики, поскольку гемсхорн - это всего лишь разновидность окарины (форма+материал). так что можно называть и так и так - все равно будет правильно. По форме ближе к гемсхорну, хотя белорусские окарины девятнадцатого века тоже делали цилиндрические (правда, свисток располагался в середине инструмента перпендикулярно оси цилндра - то есть это была очень сильно упрощенная классическая "донатиевская" окарина).
А у нас пока все движения в отношении изготовления чего бы то ни было застопорились - репетиции, не считая прочих дел... Правда, недавно был мастер-класс по изготовлению керамических инструментов, так вот там один из наших барабанщиков сделал очень симпатичную и вполне прилично звучащую глиняную утку. Правда, поскольку время было ограничено, ни о каком тюнинге речи не могло быть, и получилась не окарина, а просто свистулька, но и в таком качестве мы ее уже используем в группе.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.06 18:23. Заголовок: Re:



 цитата:
Вопрос по поводу диапазона - октава и еще четыре СТУПЕНИ или все-таки четыре ПОЛУТОНА?



Ну может на счет "БОЛЬШЕ" я что-то напутал :) , - это как посмотреть . Суди сам. Ключь у моей дудки Соль-мажор. Сответственно, весь диапазон ее диатонических звуков составляет - в первой октаве - Соль, Ля, Си, плюс во второй октаве - До, Ре, Ми, Фа#, Соль, Ля, Си, и плюс в третьей октаве - До. Это по реальному звучанию (для БФ-сопрано ноты-то пишутся на октаву ниже чем звучат). Вроде 17 полутонов получается ? Да ? , а в октаве их кажется 11, - я так понимаю ? :) Так что, вроде на пол тона больше, чем 1,5 октавы ? :)


 цитата:
Тем более, что это пластик, а не керамика, так что подстроить, наверное, легче будет.



Вверх подстраивать очень просто, а вот если промахнулся, то в зад вертать весьма проблематично, т.к. полипропилен ничем не клеится.
А вообще-то надо свисток всесторнне исследовать. Вот это действительно серьезная работа, т.к. тут возврат вообще невозможен, если где-то промахнешся и параметров взаимозависимых несколько. Поэтому пока и не пилю дальше дудку из боязни запороть. Пусть будет как исходный образец, что бы было с чем сравнивать, тем более что мне кажется я уже в каком то месте перескочил оптимум. Вообще-то, чтобы прочувствовать все, придется запороть несколько дудок (подозреваю, даже, что немало) прежде чем добьешься оптимума. Беда еще в том, что готовых труб с нужными типоразмерами похоже нет и придется каждый раз растачивать толстостенную. Куда удобнее было бы просто отрезать нужный кусок.
Еще подумываю, как-бы сделать свисток сменным в виде маленькой детали, но пока, то что приходит в голову не очень нравится. Тогда было бы еще легче и быстрее исследовать его (свисток).
А пока, главное достоинство моей конструкции - очень простая настройка основного тона и возможность его подстрйки на готовом инструменте. Ну и еще, - не требуется никакой склейки при точном изготовлении пробок.


 цитата:
Для более тщательной оценки тембра лучше, наверное, не сырбу, а что-нибудь медленное, протяжное записать.



На следующей , если самому понравится обязательно запишу пастуха или еще что-нибудь в этом роде :) .


 цитата:
Правда, поскольку время было ограничено, ни о каком тюнинге речи не могло быть, и получилась не окарина, а просто свистулька, но и в таком качестве мы ее уже используем в группе.



Лиха беда начало, - главное во вкус войти. Ну и печку весьма желательно свою заиметь. Былаб у меня печка, может и я попробовал свои силы в керамике :) .

P/S Хотелось бы найти действительно грамотную и конструктивную инфу по тюнингу и расчету свистков, пусть даже на аглицком, но скорее всего придется доходить до всего самому, как и с мундштуками для моих язычковых дудок.

И еще, не могу найти здесь, кнопку активации ссылки в сообщении, хотя бы на тот же звуковой файл - подскажи плз.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Чебуратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.06 21:51. Заголовок: Re:


Юрий, пока не уверен, но может быть я смогу помочь тебе с печкой... с электрической, для обжига керамики...
Уточни, если тебе действительно надо...
А я, как выясню точно - напишу в личку...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.06 09:10. Заголовок: Re:


2 DenZanuda
Большое спасибо за внимание к моим нуждам! Искренне троонут!
Печка конечно была бы очень кстати. Тем более что у меня дети тоже иногда занимаются лепкой, правда пока не окарин, но тут есть несколько но. Во первых географический. Я живу в Ростове на Дону. Если мы в разных городах, а тем более если еще и в разных государствах, то сразу возникает гиммор с пересылкой - вещь-то не очень легкая, как я думаю, даже если и компактная, да и всякая возня с упаковкой, хождением на почту и т.п. И второй вопрос шкурный/денежный :) .- Во что все это выльется. Я не готов к более-менее существенным финансовым вложениям в это дело - семья, дети.... и т.д. и т.п. :) , тем более это (дудкостроительство) не является моей профессиональной деятельностью - занимаюсь чисто как любитель в свободное время и пока ничего от этого не имею.
Еще раз большое спасибо за весьма лестное предложение!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.06 01:46. Заголовок: Re:


Юрий пишет:

 цитата:
Сответственно, весь диапазон ее диатонических звуков составляет - в первой октаве - Соль, Ля, Си, плюс во второй октаве - До, Ре, Ми, Фа#, Соль, Ля, Си, и плюс в третьей октаве - До. Это по реальному звучанию (для БФ-сопрано ноты-то пишутся на октаву ниже чем звучат). Вроде 17 полутонов получается ? Да ? , а в октаве их кажется 11, - я так понимаю ? :) Так что, вроде на пол тона больше, чем 1,5 октавы ? :)

- если совсем строго подходить, то не совсем. Во-первых, в октаве не одиннадцать, а двенадцать полутонов. Соответственно, половина октавы - шесть полутонов, т.е. три целых тона, т.е. тритон (увеличенная кварта/уменьшенная квинта). Теперь смотрим, что у твоего гемсхорна - октава от Соль до Соль плюс еще ПЯТЬ полутонов... Чуть-чуть не дотянулось до полутора октав (если бы было До диез - было бы точно). Но это - если заниматься буквоедством. А на практике - практически полторы октавы, так что еще раз поздравляю. В любом случае сусатовский гемсхорн остается позади.


 цитата:
Вверх подстраивать очень просто, а вот если промахнулся, то в зад вертать весьма проблематично, т.к. полипропилен ничем не клеится.

- я имел в виду исключительно тот факт, что в обработке полипропилен более легкий материал, чем керамика, например. А понижение строя - всегда проблема, с любым материалом.


 цитата:
Хотелось бы найти действительно грамотную и конструктивную инфу по тюнингу и расчету свистков, пусть даже на аглицком, но скорее всего придется доходить до всего самому, как и с мундштуками для моих язычковых дудок.

- боюсь, что найти такую книгу будет непросто, да и вряд ли она чем-то поможет. В отличие от того же резонатора Гельмгольца, трубы или струны, математический расчет свистка, полагаю, будет являться очень сложным и громоздким, поскольку колебания в нем образуются за счет вихрей, т.е турбулентного движения, а это математически моделируется очень сложно, если вообще моделируется (собственно, поэтому до сих пор и проводят исследования в аэродинамических трубах, что точный расчет аэродинамических процессов очень сложен ). Так что если такая книга и будет, то, вероятнее всего, в ней будет лишь обобщен опыт строительства свистков на основе имеющихся, но смоделировать ЛЮБУЮ модель свистка или предсказать, что изменится, если отойти от "стандартной" модели, будет невозможно. Если есть выход на специалистов соответствующего профиля (прежде всего - аэродинамика, затем уже акустика), то проконсультурйся у них, поскольку я от этого весьма далек. Но мне лично не приходилось видеть математического расчета флейтового свистка или трости. Хотя... есть такая вещь , как свисток Гальтона, так вот, насколько я помню, так вроде какой-то расчет существует - можешь посмотреть в сети. Хотя как от него корректно перейти к флейтовым свисткам - не знаю, хотя принцип работы и один, но конструкция существенно отличается.


 цитата:
И еще, не могу найти здесь, кнопку активации ссылки в сообщении, хотя бы на тот же звуковой файл - подскажи плз.

- извини, не совсем понял вопрос. Вероятно, форумовский скрипт глючит в очередной раз, поскольку ссылки активируются автоматически при нажатии на них ( у меня и правая кнопка работает). Вероятно, в будущем придется, наряду с вставкой активной гиперссылки, дублировать ее просто в тексте, чтобы те, у кого она не активируется, смогли ее вручную в браузер набить.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.06 00:57. Заголовок: Re:


Юрий
Очень любопытно узнать аппликатуру столь замечательного инструмента

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.06 05:32. Заголовок: Re:


Сегшодня (т.е. уже вчера ) поэкспериментировал немножко и наконец-то собрал инструмент, который меня поразил еще в 1993 году на Червоной Руте (там такой был у одной из команд, которые перед нами выступали. К сожалению, за общей предстартовой суматохой я не смог посмотреть его подробнее, и даже название забыл. Когда появился доступ в Сеть, нашел и название, и описание, и образцы звучания (лучше всего, конечно - у Владисвара Надишаны. Это вообще просто неприлично талантливый гражданин, вдобавок и разносторонний. Интересно, он когда-нибудь в Одессу приедет? Хотел бы я его послушать живьем). И вот наконец через 13 лет (ну я оперативно раскачиваюсь, да?) собрал первый образец. К сожалению, выложить фотографии не могу по причине отсутствия таковых, но могу предложить послушать, как звучит (до Надишановского звука, разумеется, далеко - и инструмент не такой, и исполнитель ). Итак - фрагмент 1, 538 Кб фрагмент 2, 762 Кб.
Теперь о самом инструменте. Названия у него разные в разных культурах, как и у окарины. Венгерский вариант - tilinkу, молдавский - tilinka, csilinka, украинский - теплинка, скосивка, румынский - телинка, тилинка, русский - калюка ( Видел, кстати, у одного московского флейтиста аналогичный инструмент откуда-то с балкан, но название опять-таки забыл). Больше пока не нашел. Наиболее нейтральный вариант - обертоновая флейта. Есть разновидности со свистковым устройством и без. Собрал я этот экспериментальный вариант очень просто (честно говоря, даже не ожидал, что он вообще хоть как-то звучать будет) - свисток взял готовый от рекордера (советская пластиковая копия Юпитеровской сопранки), а труба - водопроводный металлопластик (хоть какая-то польза от хронического ремонта дома!), внутренний диаметр 1 см, наружный - как раз к свистку подсоединить (ну, пару оборотов скотчем пришлось сделать, чтоб туже сидел). Первый фрагмент записан с трубкой 41 см (это как раз 400 Гц, правда, надо добавить еще длину свистка 4 см), второй - 96 см (неудобно, рукой до нижнего отверстия трубки не дотянешься). Потом уже укоротил вторую трубку до 66 см (в источниках указывают от 50 до 80 см длины), чтобы можно было дотянуться до нижнего конца трубы. Настраивать пока не настраивал - времени не было, займусь сегодня или завтра. Видно, что этому инструменту прямая дорога на МагОрк - прекрасно заменяет и дополняет варган. Кстати, игра на ней затягивает не хуже варгана - прямо куда-то проваливаешься . Кошка живо заинтересовалась, правда, в гипнотическое состояние не впала (это такое поверье есть среди варганистов ). Теперь, отложив первые восторги в сторону, хотел бы спросить совета - почему у Надишановской флейты звук гораздо глубже? Удлинять ее особенно некуда (рукой до нижнего отверстия не дотянешься), так что, думаю, дело в ширине канала трубы и в частоте колебаний, которую выдает свисток (собственно, он-то и ограничивает диапазон инструмента снизу, поскольку, когда я попробовал более длинную трубку, он ее вообще не раскачал (были слышны только гармоники, и то очень слабо, а основного тона не было вовсе), а если длина трубки примерно равна длине трубки рекордера, то происходит обратное - гармоник становится мало, и тембр приближается к рекордеровскому, утрачивая "варганно-синтезаторный" оттенок. Очевидно, что параметры свистка должны согласовываться с параметрами резонирующей трубы, но как именно? В общем, будем экспериментировать. Есть идея попробовать сделать такую же флейту, но цуг (кулисную) - с телескопической трубой а-ля тромбон, чтобы можно было опертивно менять строй инструмента (а если повезет, то и играть что-нибудь за пределами натурального звукоряда). А пока что я уже хочу на МагОрк !

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.06 07:19. Заголовок: Re:


Ты слышишь только обертоны из за тонкого канала. Отношение длинна/диаметр должны быть в пределах 23-32. Если меньше сложности с передувами, если больше у свистковых вылезают именно передувы - тоесть вторая гармоника.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.06 01:00. Заголовок: Re:


Большое спасибо, Роман! Какие-то намеки на такую зависимость я получил из сравнения звучания с длинной и короткой трубкой, но методом тыка искать нужное соотношение пришлось бы слишком долго. Следующую флейту надо делать с более широким каналом...
Кстати, обнаружил информацию о наличии обертоновых флейт в Скандинавии -
seljefløyte (норвежская), sälgflöjt (шведская). Оба названия - производные от ивы (по-английски willow flute). Сейчас ищу какой-то музыкальный материал по этому региону.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.06 06:40. Заголовок: Re:


Производное от ивы?
Сделано из коры - как наши свистульки или рассверленная ветвь?

Кстати пастухи делали инструменты просто заостряя один конец палки и выкручивая внутренности зубами. Но помоему так делали только жалейки.

По поводу русских аналогов есть еще название скосивка - материал ДУДНИК.
Если надо то есть описание в книге у Бычкова - таковая имеется у Юрия и у меня. Если не срочно то я отсканю.
Если найдешь какую толковую инфу поделись ссылками.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 03:07. Заголовок: Re:



1. Спасибо! Бычкова у меня, к сожалению, нет, так что если возможно будет выслать скан по данной теме, то это было бы прекрасно (xenoi@narod.ru).В сети кое-что найти удалось. Ссылки выложу в ближайшее время, как только подготовлю.
2. Из чего делается современная скандинавская seljefloyte - понять трудно, во всяком случае то, что есть на снимках, на простейший вариант типа закарпатской скосивки, которая действительно часто делалась из коры, снятой с дерева, не очень похоже ( Т.е. очевидно, начиналось все именно таким образом, а затем уже инструмент стали делать из дерева (чтобы он не был "одноразовым"). Еще одно отличие - современная скандинавская обертоновая поперечная и без свисткового устройства (в принципе возможны все комбинации - как продольные, так и поперечные варианты, как со свистком, так и без). Опять-таки, вероятно, сохранился в практике лишь один вариант из множества используемых ранее). Технику изготовления понять по фотографиям готового инструмента опаять-таки нельзя. Сейчас, наверное, канал высверливается. а в исторические времена, скорее всего, исходная болванка разрезалась вдоль, выдалбливалась каждая половина, после чего они склеивались (такая техника применяется при изготовлении лура - деревянного скандинавского рога типа трембиты, так что, думаю, с флейтой она тоже могла использоваться). Вообще думаю, что техник. как и вариантов инструмента было множество, и нельзя по сохранившимся и тем более современным образцам судить обо всех, а следует допустить все возможное, исходя из аналогий . Кстати, техника изготовления простейшего свистка из ивовой ( и не только ) коры описана неоднократно и весьма подробно, с фотографиями и схемами каждого этапа. Именуется такое изделие также willow flute (также и Twig Whistle, и не только, есть и немецкий аналог названия), но это не обертоновая флейта, а именно свисток малой длины ( я не думаю, что его можно эффективно использовать как обертоновую флейту - слишком короткий), иногда, правда, часть отрезанной ветки со снятой корой используется как поршень в цуг-флейте, давая возможность получать глиссандо. Очевидно, использование поршня - это дальнейшее развитие идеи пальца, прикрывающего выходное отверстие в обертоновой флейте, что позволяет получить уже не две шкады гармонических тонов, а непрерывный ряд. Прадв, я не слышал использования цугфлейты в режиме обертоновой, но теоретически отрицать, что где-то такой вариант когда-то использовался, нельзя. В общем, вот некоторые ссылки по изготовлению свистулек из коры: click here, click here, click here, click here. Практически везде техника сходная.
3. По поводу названий - есть целое семейство сходных инструментов у словаков. Наболее известный - фуяра (Fujara), это большая (мензура 1,7 м) обалденно звучащая флейтища (из-за своей длины сложенная два раза набподобие фагота). Правда, она имеет три отверстия. но основная техника - обертоновая. Есть вариант поменьше, чисто обертоновый - концовка (Koncovka). Ее-то, похоже, я и видел у того московского флейтиста, правда, называл он ее фуяра - по-видимому, поскольку инструменты родственные, различие между ними делается не везде. В общем, сходи на click here и посмотри (а желательно также послушай!) сам.
4. Прикол в том, что хотя инструмент это очень древний, и явно в большинстве регионов Европы местного пррисхождения, а не заимствованный (как и окарина-свистулька, и варган, и многие другие - в силу чего отпадает вопрос об их "этнической принадлежности"), в обзорах в Сети на тему "Музыка викингов" он даже не упоминается. Хотя явно в эпоху викингов существовал (так же, кстати, как и окарина-свистулька lёrgok), а отсутствие археологических находок вполне может объясняться "одноразовостью" или, по крайней мере, недолговечностью (сохранившаяся флейта Пана викингов имеет весьма механически прочную конструкцию - вместо связки трубок в едином корпусе из деревянного бруска высверлены каналы, соответствующие отдельным трубкам. Весьма надежная штука, имевшая шанс сохранится и во времы плавания, и в боях (в бою, вися на шее, она даже могла дать нпусть небольшую, новсе-таки дополнительную защиту ) . Естественно, флейта, которую можно было сделать из коры, сохраниться не имела практически никаких шансов, в то же время из-за ее крайне низкой ценности не тали бы и сохранять специально, как могли бы сделать с каким-нибудь ценным и престижным инструментом типа рога). Теперь возникает интересный вопрос - сохранившиеся русские и украинские варианты использования этого инструмента могут быть использованы при построении гипотез относительно древнескандинавского репертуара? Во-первых, имелись достаточно длительные и интенсивные связи (торговые, династические и т.п., а значит, и культурные) между славянами и скандинавами в период Киевской Руси, во-вторых, сама конструкция инструмента не позволяет уж слишком большого разнообразия исполняемой музыки (так же, как сходны роговые сигналы - например, на трембите и на том же скандинавском луре). Вопрос очень интересный, поскольку скандинавский фольклор явно необнократно подвергался внешнему влиянию (что очевидно хотя бы из такого названия самого популярного танцевального жанра, как полька), и, соответственно, большинство образцов вряд ли можно датировать ранее, чем 18-19 веком. А образцов средневековой скандинавской музыки сохранилось не так уж и много. Поскольку в сферу наших интересов входит также и скандинавская музыка, а учитывая наше общение с реконструкторщиками, особенно относящаяся (или хотя бы гипотетически сходная) к периоду средневековья, вопрос инструментария и репертуара стоит достаточно серьезно, и расширить и то и другое, опираясь на аналогии с сохранившимися славянскими образцами, было бы весьма заманчиво... Впрочем, в данной теме это уже явный офф-топик, прошу прощения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 07:46. Заголовок: Re:


Спасибо за ссылки, но там речь у цуг свирели. На фуджары натыкался раньше, и на варгановском форуме оставлял ссылку. Сообщение не смог прочитать.
Мне понравился звук именно калюки с обертонами и передувами. У Надишаны он звучит как шаманский инструмент.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 10:41. Заголовок: Re:


Это форум заглючил чего-то (у меня тоже это сообщение не читалось, но я думал, может, это мои проблемы с браузером и кодировкой и на всякий случай оставил его до утра. Сейчас вставил то же сообщение - все читается вроде нормально. Глючный форум...).
Относительно ссылок - конечно, это цуг, я так и писал, там просто подробно описан весь процесс изготовления из коры (без применения зубов в качестве инструмента ). Ссылки по собственно обертоновой флейте выложу в ближайшее время (у нас тут концерт на носу, и нет времени). На варговский форум зайду, посмотрю. Надишана - великолепный музыкант, и инструменты у него классные, но вопрос - может, его калюка все-таки немножко подправленная с помощью электроники (то есть реверберация там есть, это без вопросов, ну и частотная коррекция заодно добавлена)? А может, и действительно такой хороший инструмент... Хотелось бы услышать его записанным без всякой обаботки, просто диктофоном. Остальное - см. предыдущий постинг (если форум опять не заглючит).
ЗЫ. Ты уверен, что эта флейта произносится "фуджара"? В родственных названиях (молдавско-румынский флуер, западноукраинская флуяра) звучит именно "я". А "дж" - это, скорее, английский вариант произношения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 11:21. Заголовок: Re:

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.06 10:43. Заголовок: Re:


Скан из книги. Картинки бестолковые поэтому их и нет.

ТРАВЯНАЯ ДУДКА («КАЛЮКА»)
Чтобы изготовить необходимый для музыкального инструмента полый цилиндр из дерева, нужны определенные навыки и оборудование, поэтому народные мастера предпочитали применять стебли зонтичных растений, например пустырника, дягиля (т. наз. дудника 1 -2 м высотой). По-видимому, округлый и трубчатый стебель, подобно дудке полый внутри, дал растению его видовое название.
У борщевика также полый ствол, но это ядовитое растение, вызывающее ожоги при соприкосновении со слизистой оболочкой губ. Борщевик опасен как в период созревания, так и в засушенном виде.
Почти всюду над зарослями пустырных растений возвышаются крупные желтовато-зеленые, белые и слегка розоватые зонтики дудников. К концу лета стебли становятся прочными и пригодными для заготовки. Внутри ствола находится толстый, рыхлый слой, похожий на пенопласт. При изготовлении инструментов он легко режется и обрабатывается.
Пустырник
Если бы трубчатые растения средней полосы России были более прочными, они применялись бы для изготовления музыкальных инструментов также широко, как бамбук в восточных странах.
Сельские жители использовали засохшие стебли дудника для изготовления травяной дудки, или «калюки», как ее называют жители сел Белгородской области. Она является одной из разновидностей продольной флейты, пустотелой внутри, открытой с обеих торцевых сторон, не имеющей отверстий на стволе. Размеры инструмента различны. Они могут быть длиной от 300 до 800 мм и зависят от роста играющего на инструменте. Диаметр трубок от 15 до 25 мм. Длина считается достаточной, если ладонью руки или пальцами можно закрывать нижнее отверстие на дудке. Ствол имеет прямую или коническую форму в зависимости от естественного строения самого растения.
Его наиболее прочная нижняя часть считается верхом дудки. На ней делают косой срез под углом 45 градусов. На внутренней поверхности зачищают шероховатости. От края верхнего среза на лицевой стороне на небольшом расстоянии делается косо срезанная прорезь — «свисток». От пра-вильного расположения места прорези зависит качество звука.
Рассекаясь об острую кромку среза, струя воздуха рождает звук. Иногда он получается недостаточно громким, с шипящим призвуком. В этом случае нужно увеличить прорезь до размера, при котором получается чистое звучание. Так как в инструменте отсутствует пробка (пыж), подача воздуха регулируется самим играющим с помощью нижней губы и языка.
Звук на дудке извлекается следующим образом:
• струю воздуха направляют в ствол инструмента на острый край среза;
• одновременно открывают или закрывают нижнее отверстие подушечками пальцев или ладонью руки.
«Калюка» — инструмент, который иначе можно назвать обер-тоновой флейтой. Призвуки, входящие в основной музыкальный звук, звучат выше основного тона. Обертоны образуются за счет колебаний воздушного столба. Усиливая или ослабляя струю воздуха, можно изменять звук, делая его колоритным и неповторимым. При ритмической смене положения пальцев на нижнем отверстии и силы вдуваемой струи воздуха можно извлекать сразу несколько обертонов.
Играли на дудке в основном мужчины при возвращении с сенокоса, во время отдыха и праздников. Музыка сопровождала частушки и пляски. Детей учили игре с малого возраста, делая им дудки «по руке», т. е. по росту играющего.
Отверстие на донце
Отверстие в стволе Травяная дудка с отверстиями
В дополнение к разделу о травяной дудке-«калюке» хочется рассказать о знатоке народной музыкальной культуры своего края, жителе с. Подсереднее Белгородской области Попове А. В., мастерски изготавливающем этот инструмент.
«В косовицу возвращаясь с сенокоса, играют прямо в зеленую трубку, — говорит Алексей Васильевич. — Срезают свежую, имеющую коленца, как у тростника, трубку. Срезанные трубки в середине имеют «перепонку», ее пробивают палочкой, а внизу оставляют донце. В нем делают небольшое отверстие, которое закрывается пальцем. Делают косой срез и отверстие — «свисток». Потом договариваемся, что сегодня играем втроем, и подстраиваем дудки разного размера под
тон — одна басовая, другая потоньше, третья еще выше. Если ствол трубки имеет большой диаметр, то в нее забиваем пробку, а отверстие делаем сбоку на дудке».
«Калюки» изготавливают также из дудника, предварительно высушенного в тени, но срезанного до начала заморозков.
Играли на «калюках» только в сочетании с косой, выстукивая на ней ритмические рисунки под пляску.
Все перечисленные инструменты были без раструбов и игровых отверстий. Если игровые отверстия имелись, то в небольшом количестве — от двух до четырех, поэтому, естественно, инструменты были простыми в использовании. Но даже при наличии двух-трех звуков народные музыканты создавали неповторимые ритмические рисунки.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [см. все]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет