Отправлено: 06.02.06 04:17. Заголовок: Изготовление музыкальных инструментов
Открываем новую тему. Конечно, на нашем форуме не тусуются "настоящие", заправские "самодельщики" (пока !). Тем не менее практически любому музыканту приходилось хоть раз в жизни осуществлять мелкий ремонт, а то и доработку и усовершенствование своего инструмента(ов). А иногда хочется каких-то совершенно особенных, новых звуков, и приходит в голову мысль сделать что-нибудь звучащее, хотя бы из подручных материалов. Вот опытом, полученным в результате всего этого, я и приглашаю вас делиться.
Привет Ярослав! Попробую накрапать что нибудь про изготовление моих окарин для начала, хотя бы пока на словах, но не сразу завтра :) . Постараюсь в течении недели, а там как получится. Сейчас у меня горячая пора на работе - началась вахтовка на все лето и периодически не бываю дома, а когда бываю дел по горло накапливается - не до компа, да и не до дудок.
Здравствуйте. Пытаюсь сделать калюку. Вживую ее не видел. Если есть возможность - прошу выложить понятное фото или простенький чертеж свистка калюки. Я предварительно сделал так (размеры проставил по памяти):
Вместе с нижним отверстием получается извлечь всего 4 тона. Правда играть то я тоже не умею, но кажется мне, что чтото неправильно сделал :)
Зарегистрирован: 05.01.06
Откуда: Украина , Одесса
Рейтинг:
0
Отправлено: 26.04.08 00:12. Заголовок: Можно поинтересовать..
Можно поинтересоваться, почему именно вариант с открытым свистком (как на поперечке), а не закрытый свисток, как на некоторых украинских или на скандинавских обертонках? Тогда свисток можно было бы использовать (или снять размеры) со стандартной блокушки (я, собственно, так и сделал, и этот девайс - тут где-то были его фотографии - служит мне верой и правдой в нашем украинском проекте, прекрасно вписываясь в саунд группы)... Вам чего, собственно, больше хочется - получить инструмент с необычным звуком и возможностями без особых усилий и затрат (потому что везти аутентику из Карпат или заказывать современный вариант в Скандинавии хлопотно и недешево), скопировать максимально приближенный вариант к аутентичному (есть у некоторых музыкантов такая фишка) или просто интересно самому "поколдовать" с изготовлением инструмента, что называется, "с нуля"? (На астрономических форумах в разделах по любительскому телескопостроению четко различаются две группы участников - одних интересует прежде всего наблюдение, но не вполне устраивают возможности или конфигурация инструментов промышленного производства, других интересует именно сам процесс изготовления всего инструмента в целом (насколько это вохможнос) полностью своими руками, а наблюдения - по сути, лишь окончательный вариант испытаний телескопа. Думаю, что с самодельными музыкальными инструментами дело обстоит аналогично...)
Отправлено: 28.04.08 07:24. Заголовок: Думаю у меня больше ..
Думаю у меня больше исследовательский интерес :) Плюс к тому, с вопросом знаком весьма отдаленно, поэтому могу задавать не вполне адекватные вопросы... Мне казалось, что изюминка калюки именно в том, что у нее открытый свисток, который позволяет выдувать различные обертоны (необоходимо потому что нет игровых отверстий), используя разные углы, форму струи воздуха, силу и тп. Именно в таком варианте (аутентичном) хотелось бы ее "помучить"... А закрытый свисток, насколько я понимаю, не позволит свободно играть с обертонами в силу того, что он сам формирует заданную струю. Или я ошибаюсь? P.S. Фото вашей калюки видимо было удалено из источника, т.к. не отобразилось в форуме.
Ну, выдувать различные обертоны можно и из закрытого свистка. Наверное, у открытого свистка есть свои плюсы (включая гибкость управления), но об этом лучше поговорить с опытными флейтистами, играющими и на современной Бемовскйо поперечке, и на блокушке. Однако с закрытым свистком работать проще, и расход воздуха меньше. Не зря скандинавы (а у них традиция игры на обертонной флейте, по-моему, сохранилась наиболее прочно, даже профессионалы этим занимаются) используют именно закрытый вариант. Регулировать же обертонный состав можно интенсивностью воздушной струи и особенностями атаки - для этого все равно, открытый или закрытый свисток. Что касается моей обертонки, то ее можно послушать по следующим ссылкам - http://xenoi.narod.ru/demo/ober_flute01.mp3, http://xenoi.narod.ru/demo/ober_flute02.mp3. По поводу фотографии - насколько я понял, был удален весь сервер, на котором она была выложена. опробую выложить в другом месте и кинуть сюда ссылку.
Отправлено: 08.05.08 08:53. Заголовок: Привет:) я с некотор..
Привет:) я с некоторого времени уже почти специалист по обертоновым флейтам - сам их делал нн-ое количество разных, перепробовал в разных вариантах - со свистком и без, пластик, бамбук, дерево...
Что я вам скажу - лучше всего (по звуку!) звучит гуцульская "тэлынка бэз дэнця" - это просто трубка, на конце одном обточенная на конус. Настоящие гуцульские еще делают выступ, "зуб" - но он не для игры а скорее для удобства расположения во рту - так что не принципиально. трубка, на конце - обточена по кругу (угол +- 45 градусов, немного скруглен) Играется на ней как на кавале, это продольно-диагональная флейта (см. статьи по кавалу на сайте http://sami.org.ua) Как держать и добывать звук - см. на сайте, там же есть видео с записью флояры - тоже звук по тому же принципу добывается. И лучше всего она звучит, когда сделана из дерева, по гуцульской технологии (ветка лищины, длинное ручное сверло...) Очень хорошо управлять динамикой, можно играть громко, можно тихо (на свистковых - увы и ах) пластиковый вариант более звонкий и менее интересный звук, но при этом все же немного легче играть и управление такое же гибкое.
свистковый вариант -- это гуцульская же "тэлынка з дэнцэм" или среднеукраинская "тэлынка" (и еще куча вариантов названий) - свисток и цилиндрический канал. Звучит звонче, резче, я бы сказал тише, береться больше обертонов (если правильно сделан свисток!) но динамикой управлять нельзя - выше обертона, громче звук. Тут звук очень сильно зависит от качества и геометрии свистка, поэтому, хоть я и делал разные варианты (пластик-бамбук) сравнить по звуку от материала не могу (разве что сесть и за раз сделать три дудки ... это не про меня)
Есть два "переходных" варианта - это русская калюка и алтайский шоор - у них вроде как есть свисток но отсутствует пробка (блок) вместо которого используется язык. по сути это тонкая трубка, срезаная наискось и напротив среза - дырка(нечем нарисовать, представить это тяжело, где-то в этой ветке было уже обсуждение этого инструмента). алтайский шоор, отличается от калюки тем что у него конический канал (как у некоторых вистлов типа Clarke "Original") вот кстати, чтоб понятнее - берете Кларк Орижинал, вытягиваете из него кусок дерева и заклеиваете скотчем игровые отверстия. :) Вот русскую калюку я не делал.
А тот вариант что на картинках выше - это знаете ли никак не "аутентичный вариант" и вообще не калюка:) Это обертоновая флейта изобретенная Надишаной, вот. По крайней мере "внедренная" именно под таким названием Я что-то похожее делал, но это было слишком давно, на самой заре флейтостроительства - так что уже не помню чего забраковал...
Протестую! Обертоновая флейта (overtone flute) - это общее официальное название для всей группы этих инструментов (по принципу звукоизвлечения), независимо от деталей устройства и этнического происхождения (по крайней мере в англоязычном сегменте Инета этим термином пользуются именно в таком значении, и я совершенно согласен с таким подходом). Насчет "негибкости" свистковых обертоновых флейт - рекомендую послушать скандинавов, например, Bask.
Отправлено: 12.05.08 15:56. Заголовок: Xi, а против чего ты..
Xi, а против чего ты протестуешь? против фразы "это не калюка, а обертоновая флейта ИЗОБРЕТЕННАЯ Надишаной", что-ли? а как иначе сказать?:) да, обертоновая флейта - это общее название. а то что на картинке - "обертоновая флейта изобретенная Надишаной" - у нее своего собственного названия как-бы нет.
насчет негибкости -- совет кого-то послушать как-бы не очень втему:) Во первых - мастер и на щепке может сыграть ого-го как. А во вторых, существует например множество музыки для БФ, множество людей играют на БФ так что заслушаешься - но это тем не менее никак не меняет тот факт что у БФ очень узкий и неравномерный по строю динамический диапазон, бедный тембр. На днях, так и быть, сделаю запись тэлынки с денцем и без денця. Я играю не виртуозно, так что с Надишаной (и тем более со скандинавами) меня сравнивать не стоит, но разницу в тембре слышно будет
Зарегистрирован: 05.01.06
Откуда: Украина , Одесса
Рейтинг:
0
Отправлено: 12.05.08 23:10. Заголовок: 1. Да я, в общем-то,..
1. Да я, в общем-то, не протестую, а уточняю терминологию. Видно, просто неправильно понял твою фразу. Вариант "обертоновая флейта, ИЗОБРЕТЕННАЯ НАДИШАНОЙ" - да, вполне согласен, что такое возможно (только вот не помню, чем его вариант ОФ радикально отличается от всех прочих, надо будет сходить по ссылке, освежить в памяти). 2. Совет послушать кого-то, по-моему, всегда в тему (особенно если музыка хорошая) :). Насчет бедности тембра БФ - это не бедность, а специфичность. Многие вещи (определенных стилей и эпох) на бемовской поперечке звучат гораздо хуже, чем на блокушке (у нас в группе была сначала ПФ, а затем БФ, так что имели возможность сравнить). Вообще в отношении духовых очень сложно сравнивать сами по себе инструменты, без учета того, кто на них играет, поскольку многие характеристики (допустим, верхняя граница высотного диапазона, динамический диапазон, тембровое богатство и т.п.) в большей степени определяются индивидуальностью музыканта, чем особенностями конкретного инструмента (это ведь не цифровой синтезатор, который в первом приближеии у всех звучит одинаково :)). Кажется, где-то здесь на форуме уже обсуждалась тема о сравнении инструментов между собой - не хотелось бы повторяться, там моё мнение изложено достаточно четко. Начинающему, имхо (сугубо на своём личном опыте), легче осваивать инструмент со свистком типа БФ, чем всякие сякуподобные девайсы. В отношении скандинавского варианта ОФ - насколько я могу судить по записям (в руках, увы, подержать настоящую скандинавскую ОФ, ни аутентичную, ни современный пластиковый вариант, не удалось), у них за счет отношения "диаметр канала/длина" четче разделяются отдельные обертоны, соответственно тембр менее богатый (почти чистая синусоида в певом приближении), но легче именно ИГРАТЬ мелодию, т.е. проще интонировать конкретные ноты. Мой самопальный вариант в этом отношении хуже управляем, но тембр гораздо богаче, поскольку почти всегда звучать несколько обертонов одновременно (получается что-то среднее междду игрой аккордами и звучанием варгана или аналогового синтезатора с включенным управляемым фильтром ВЧ). 3. Запись твоих тэлынок послушаю с большим интересом (думаю, что это будет интересно всем вообще).
Отправлено: 15.05.08 17:55. Заголовок: с вашего позволения,..
с вашего позволения, вклинюсь в вашу душевную дискуссию с таким вот ламерским вопросом:
какие есть аналоги дудука в культурах других стран?
я понимаю, что теоретически, существование такого инструмента возможно везде, где произрастает камыш... и всё таки, хотелось бы названия инструментов и стран (регионов) откуда он родом... также интересны нюансы различия в звучании между ними (ну, это кто в теме)... заранее спасибо за терпение )
некорректно сформулировал, сорри... :) имеется в виду народный этнический инструмент, конструктивно (и звучанием) сходный с армянским дудуком... всё-таки со сдвоенной тростью, то бишь конструктивно максимально схожий с дудуком
Отправлено: 17.05.08 09:44. Заголовок: Ага, только зурна НУ..
Ага, только зурна НУ НИКАК не похожа звучанием на дудук:)))
Родственник (сынишка-дочурка) дудука в том контексте что ты написал, это гобой и фагот. Зная это, можно уже получить какую-то информацию, например из Википедии:)
История гобоя
Древний мир и Античность
Инструменты с двойной тростью известны с древнейших времён. В Древнем Египте существовал инструмент подобного устройства под названием «мизмар», а в Древней Греции был широко распространён авлос (аналогичный инструмент под названием тибия использовался у этрусков и в Древнем Риме). Они состояли из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно, причём одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой (бурдон)[1]. Аналогичное бурдонное сопровождение стало отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком — волынки.
Родственные гобою инструменты в народной музыке[2]
Близкими по происхождению к гобою инструментами можно считать зурну (распространена в Закавказье, Средней Азии, Турции, Македонии), армянский дудук, венгерские народные инструменты тороксип и тарогато, среднеазиатский сурнай, индийский шенай, японскую хитирики и многие другие.
Эволюция гобоя в Европе
Начиная с XII века, гобои начинают всё чаще изображаться на гобеленах, картинах, в иллюминированных книгах, и это даёт возможность в какой-то мере проследить историю изменений этого инструмента.
Шалмей (гобой эпохи Ренессанса) изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. От этого инструмента произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмеи существовали в нескольких разновидностях (от высокой до басовой) и часто объединялись в ансамбли (в то время называвшиеся «консортами»).
а вот по этой ссылке есть перечисление инструментов аналогичных гобою в разных странах:
я тут, кстати, напряг единственную мозговую извилину, и тоже нашёл:
В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию и, вероятно, являющиеся его вариациями музыкальные инструменты имеются также у ряда других народов:
* в Болгарии, Македонии, Сербии и Хорватии — кавал (болг. кавал, макед. кавал или макед. дудук, серб. кавал, хорв. kaval); * в Грузии — дудуки (груз. დუდუკი); * в Иране и Дагестане — балабан (перс. ﺑﺎﻠﺎﺒﺎﻦ); * в Китае — гуань (кит. 管), широко распространён в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. На юге, в Гуандуне также известен как хоугуань (кит. 喉管). Традиционное китайское название этого инструмента - били (кит. 筚篥) (именно в такой форме (篳篥 в традиционном написании) он перешёл в корейский и японский языки); * в Корее — пири (кор. 피리); * в России, Белоруссии и на Украине — дудка; * в Румынии и Молдавии — най (рум. nai, молд. най); * в Таджикистане и Узбекистане — най (тадж. най, узбекск. nay); * в Турции и Азербайджане — дюдюк (тур. düdük) и тютяк (азерб. tütək). Дудук известен в Турции также как мей (тур. mey), а в Азербайджане наряду с упомянутым также употребляется название балабан; * в Японии — хичирики (яп. 篳篥).
в связи с этим, возник ещё один такой тупой вопрос:
вот говорится, что "В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука — достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание."
отсюда возникает чисто спортивный интерес: если на трубку дудука одеть трость, скажем, от зурны, насколько сильно изменится звучание инструмента (дудука)?
интересует мнение именно специалиста-самодельщика, как человека, который из опыта может приблизительно точно предсказать результат... и вообще, имеют ли такие эксперименты смысл?
уточню вопрос: грубо говоря, меняя трость на трубке дудука, можно ли получать различное звучание?
Зарегистрирован: 05.01.06
Откуда: Украина , Одесса
Рейтинг:
0
Отправлено: 18.05.08 10:41. Заголовок: Понимаю, что тебя ин..
Понимаю, что тебя интересует мнение именно "специалиста-самодельщика", каковым я (по причине неудачного места прикрепления верхних конечностей :)) аж никак не являюсь, но пока уважаемый Yaroslaw не ответил, попробую вставить свои 5 (пять ) коп. Трость - это аналог генератора в синтезаторе, а трубка служит резонатором, т.е. практически фильтром, отбирающим из широкого спектра первичных колебаний то, что желательно по тембру (это определяется прежде всего неизменными геометрическими параметрами - формой канала и соотношением длина/диаметр) и высоте основного тона (а вот тут как раз вступают в игру отверстия или другие, более экзотические устройств для изменения действующей длины трубки - поршни, кулисы). Таким образом, фильтр может убрать или усилить что-то в исходном спектре, но если его там нет в принципе, то никаким образом добавить он не может. Поэтому трость очень сильно влияет на тембр.
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет